Причины и пути преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста
Материал предназначен для воспитателей ДОУ, учителей-логопедов, родителей.
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих задержкой речевого развития. Их речь характеризуется очень нечетким и нестабильным звуковым оформлением. Они владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют все остальные. Как правило, это не говорящие дети, произносящие лишь отдельные аморфные слова-корни: ма вместо мама, па вместо папа, ав - собака, би-би - машина и т.д. Их речевая подражательная деятельность либо совсем отсутствует, либо реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух-трех плохо артикулируемых звуков: согласный + гласный или, наоборот, гласный + согласный. В активном словаре неговорящих детей от 5 до 27 слов.
Задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка - это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.
Причины возникновения задержки развития речи:
- Невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желания, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами
- Замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще всего обусловлено генетически)
- Заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни)
- Нарушения слуха. Речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью.
Задержка в развитии речи (ЗРР) отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу.
Основные методы борьбы с ЗРР:
- Развивать мелкую моторику (можно обратиться к методике Монтессори);
- Петь вместе с ребенком, читать стихи и сказки, побольше общаться;
- Учить воспринимать звуки на слух, "показывать ребенку язык", то есть вместе с ним перед зеркалом произносить звуки. Только не вздумайте самостоятельно изготовлять и применять к своему ребенку специальные логопедические крючки и проволочки. Только специалист может правильно подобрать методики таких процедур конкретно для вашего ребенка;
- Поощрять общение с детьми - ровесниками или более старшего возраста. Очень часто при ЗРР врачи рекомендуют ребенку посещать детский сад или другие подобные детские учреждения;
- Заниматься с ребенком спортом и физкультурой. Очень полезно в этом случае плавание. Сделать акцент на упражнениях, способствующих улучшению координации. Например, на хождении по брусьям (под присмотром взрослых) -для общего развития, на вращении юлы или волчка -для координации рук (и развития усидчивости ребенка);
- Выполнять массаж ручек и ножек ребенка, а также общий массаж тела. Те же пальчиковые игры можно отнести к разряду массажных процедур, интересных ребенку. Наверное, многие знают, что если парализованный больной начал говорить, то вскоре он начнет немного двигать конечностями, и наоборот. То есть существует прямая зависимость между опорно-двигательным аппаратом и речью.
Рекомендации для родителей
- Для ребенка Вы являетесь языковым и речевым образцом; он разговаривает так, как говорят его домашние (интонации, тон, речевые и грамматические ошибки).
- Ребенок постоянно наблюдает, изучает окружающий мир и понимает гораздо больше, чем может сказать.
- Не «сюсюкайтесь» с малышом, который вышел из младенческого возраста, разговаривайте с ним спокойно, не растягивая специально слова и не замедляя речь.
- Вы должны обеспечить ребенка возможностью пользоваться каждым из 5и чувств: он должен видеть, слышать, трогать, пробовать на вкус, чувствовать окружающий мир.
- Поощряйте стремление задавать вопросы.
- Поощряйте любопытство и воображение.
- Всегда внимательно слушайте ребенка, разговаривайте с ним, не перебивая и не подгоняя.
- Читайте ребенку каждый день.
- Развивайте руки, мелкую моторику с раннего возраста (лепка, рисование, нанизывание, вырезание, т.д.) - учеными доказано, что на кончиках пальцев малыша заложена основа речевого развития.
- Не обязательно находиться рядом с ребенком постоянно, достаточно быть в пределах его досягаемости. Важно качество, а не количество времени, которое родители уделяют ребенку.
- Не скупитесь на похвалу, поощрение, объятия.
- У ребенка должно быть достаточно новых впечатлений( но не слишком много).
- Поощряйте общение и игры с другими детьми.
- Пусть ребенок регулярно слушает кассеты с любимыми песенками, сказками, музыкой, стихами.
- Играйте вместе с ребенком, если он просит.
- Установите четкие правила, которых не должно быть слишком много, но они должны всегда выполняться.
Автор: Скрябина Лилия Николаевна
учитель-логопед МБОУ "ЦРР - детский сад №16" г. Ливны
Дата публикации: 09.01.2015