Роль поощрений в повышении мотивации и социальной адаптации учащихся специальной коррекционной школы VІІІ вида
Поощрение-средство педагогического воздействия, применяемое в тех случаях, когда ребёнок совершил хороший поступок, успешно выполнил задание и т. п. («Дефектологический словарь»).
Мотивация-совокупность побуждений к деятельности, а для учащихся - это побуждение к учёбе через интерес и успех.
Важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности и повышения мотивации является поощрение. В первые годы учёбы у ребёнка ещё мал опыт познавательной деятельности, недостаточно развиты учебные умения, не сформировано самосознание, слабы психические регуляторы деятельности. Учителю важно помнить о неустойчивости мотивов учения, особенно познавательных, у младших школьников, а это приводит к тому, что процесс формирования мотивов учебно-познавательной деятельности может замедлиться.
Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Поэтому ребёнок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Американский психолог Э. Торндайк, сравнивая механизм действия поощрений и наказаний, приходит к выводу, что награды имеют тенденцию поддерживать и усиливать любую связь, ведущую к ним, что чувство удовлетворённости, которое вызывает поощрение, намного сильнее, чем чувство неудовлетворённости, вызванное наказанием.
Возрастные и психологические особенности младшего школьного возраста указывают на необходимость использования поощрений для повышения мотивации учащихся. Поощрением не только оцениваются положительные результаты, видимые в настоящий момент, но и само по себе оно подталкивает, побуждает ребёнка к дальнейшей плодотворной работе.
Ш. А. Амонашвили не только обосновал ряд функций поощрения, но и определил механизм его действия: «Со своего «наблюдательного пункта» поощрение в форме оценки вместе с контролем зорко следят за каждым логическим шагом решения учебно-познавательной задачи, сверяют эти шаги с заранее построенным планом деятельности, соотносят результаты с намеченными эталонами, одобряют каждый правильно сделанный шаг, предотвращают возможные отклонения, порой приостанавливают процесс и привлекают вспомогательные силы для исправления неточностей и ошибок, а затем санкционируют и стимулируют дальнейший ход процесса».
Главный механизм поощрения как дидактического метода-оценочный. Оценочный механизм одобряет операции и действия учебно-познавательной деятельности детей, даёт возможность предупредить ошибки, а также стимулирует и мотивирует дальнейший ход размышлений и поиск решений.
Важнейшим результатом применения поощрения как дидактического метода должно стать формирование потребности самой деятельности как высшей формы поощрения.
Таким образом, в поощрении заключается факт признания и оценка достижений ребёнка. При необходимости-коррекция знаний, констатация настоящего успеха, стимулирующая к дальнейшим действиям. Поощрение развивает внимание, память, мышление, формирует познавательный интерес, мотивацию и т.д.
Применение поощрений должно идти от более простых к более сложным.
Классификация поощрений по средствам выражения:
- Мимические и пантомимические: аплодисменты товарищей, улыбка учителя, ласковый взгляд учителя, пожатие руки, учитель погладил по голове.
- Словесные:
- Умница! Молодец!
- Вы сегодня хорошо поработали. В конце урока учитель называет фамилии учеников, хорошо поработавших. - Материализованные: флажок на парте, значок «Грамотейкин», «Лучший счётчик» и т. п., благодарность в дневнике, звёздочка на обложке тетради.
- Деятельностные: познавательная игра, более сложное задание.
Учителя в качестве поощрения в основном пользуются отметкой. А все дети мечтают о поощрении, жаждут одобрения со стороны учителя. Оказалось, что у учащихся существует предпочтительность некоторым видам поощрений.
Наибольшим успехом пользуется поощрение деятельностью-игрой. Несмотря на то, что учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте, игра занимает ещё прочное место в их жизни, этим и объясняется предпочтение учениками этого вида поощрения.
Успехом у ребят пользуются поощрения, хорошо им знакомые, часто применяемые учителем: запись благодарности в дневник и материализованное поощрение-звёздочка на обложке тетради.
Пантомимическое поощрение, такое, как пожатие руки, ребятам совершенно незнакомо, несмотря на то, что оно эмоционально располагает учителя и учеников друг к другу.
Разное отношение к поощрениям у хорошо успевающих и посредственных учащихся. «Хорошисты» жаждут одобрения за каждый свой успех, за хороший результат. Для хорошо успевающих учеников значимым поощрением является выполнение сложного задания или выполнение другого вида учебно-познавательной деятельности. Ученики, которые успевают слабо, к данному поощрению относятся отрицательно. Следовательно, такие поощрения нужно применять индивидуально, избирательно, в зависимости от успеваемости ребёнка. Использование деятельностного поощрения требует особой подготовленной работы учителя.
Отсюда следует, что выбор поощрения зависит от личности самого учащегося, от того, насколько сформирован у него познавательный интерес, от подготовленности ребёнка к поощрению, от успеваемости детей, от мотивации ребёнка, от работы учителя в этом направлении.
Таким образом, в результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность и мотивация; постепенно увеличивается объём работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности; усиливается стремление к творческой активности, ребята ждут новых интересных заданий. Улучшается и общий психологический климат в классе: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу.
Применение поощрений обязывает выполнять следующие требования:
- Поощрение должно применятся в системе, объективно
- Наиболее эффективно использование двух или нескольких видов поощрений
- Учитывать индивидуальные возможности и развитие детей, их подготовленность
- Идти от занимательных поощрений, основанных на эмоциях, к сложным, наиболее эффективным формам поощрений-деятельности.
Автор: Махлай Светлана Евгеньевна
учитель начальных классов МКУОО школа-интернат №1 г. Советская Гавань
Дата публикации: 31.12.2014