Роль поощрений в повышении мотивации и социальной адаптации учащихся специальной коррекционной школы VІІІ вида

Поощрение-средство педагогического воздействия, применяемое в тех случаях, когда ребёнок совершил хороший поступок, успешно выполнил задание и т. п. («Дефектологический словарь»).

Мотивация-совокупность побуждений к деятельности, а для учащихся - это побуждение к учёбе через интерес и успех.

Важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности и повышения мотивации является поощрение. В первые годы учёбы у ребёнка ещё мал опыт познавательной деятельности, недостаточно развиты учебные умения, не сформировано самосознание, слабы психические регуляторы деятельности. Учителю важно помнить о неустойчивости мотивов учения, особенно познавательных, у младших школьников, а это приводит к тому, что процесс формирования мотивов учебно-познавательной деятельности может замедлиться.

Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Поэтому ребёнок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Американский психолог Э. Торндайк, сравнивая механизм действия поощрений и наказаний, приходит к выводу, что награды имеют тенденцию поддерживать и усиливать любую связь, ведущую к ним, что чувство удовлетворённости, которое вызывает поощрение, намного сильнее, чем чувство неудовлетворённости, вызванное наказанием.

Возрастные и психологические особенности младшего школьного возраста указывают на необходимость использования поощрений для повышения мотивации учащихся. Поощрением не только оцениваются положительные результаты, видимые в настоящий момент, но и само по себе оно подталкивает, побуждает ребёнка к дальнейшей плодотворной работе.

Ш. А. Амонашвили не только обосновал ряд функций поощрения, но и определил механизм его действия: «Со своего «наблюдательного пункта» поощрение в форме оценки вместе с контролем зорко следят за каждым логическим шагом решения учебно-познавательной задачи, сверяют эти шаги с заранее построенным планом деятельности, соотносят результаты с намеченными эталонами, одобряют каждый правильно сделанный шаг, предотвращают возможные отклонения, порой приостанавливают процесс и привлекают вспомогательные силы для исправления неточностей и ошибок, а затем санкционируют и стимулируют дальнейший ход процесса».

Главный механизм поощрения как дидактического метода-оценочный. Оценочный механизм одобряет операции и действия учебно-познавательной деятельности детей, даёт возможность предупредить ошибки, а также стимулирует и мотивирует дальнейший ход размышлений и поиск решений.

Важнейшим результатом применения поощрения как дидактического метода должно стать формирование потребности самой деятельности как высшей формы поощрения.

Таким образом, в поощрении заключается факт признания и оценка достижений ребёнка. При необходимости-коррекция знаний, констатация настоящего успеха, стимулирующая к дальнейшим действиям. Поощрение развивает внимание, память, мышление, формирует познавательный интерес, мотивацию и т.д.
Применение поощрений должно идти от более простых к более сложным.

Классификация поощрений по средствам выражения:

  • Мимические и пантомимические: аплодисменты товарищей, улыбка учителя, ласковый взгляд учителя, пожатие руки, учитель погладил по голове.
  • Словесные:
    - Умница! Молодец!
    - Вы сегодня хорошо поработали. В конце урока учитель называет фамилии учеников, хорошо поработавших.
  • Материализованные: флажок на парте, значок «Грамотейкин», «Лучший счётчик» и т. п., благодарность в дневнике, звёздочка на обложке тетради.
  • Деятельностные: познавательная игра, более сложное задание.

Учителя в качестве поощрения в основном пользуются отметкой. А все дети мечтают о поощрении, жаждут одобрения со стороны учителя. Оказалось, что у учащихся существует предпочтительность некоторым видам поощрений.

Наибольшим успехом пользуется поощрение деятельностью-игрой. Несмотря на то, что учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте, игра занимает ещё прочное место в их жизни, этим и объясняется предпочтение учениками этого вида поощрения.

Успехом у ребят пользуются поощрения, хорошо им знакомые, часто применяемые учителем: запись благодарности в дневник и материализованное поощрение-звёздочка на обложке тетради.

Пантомимическое поощрение, такое, как пожатие руки, ребятам совершенно незнакомо, несмотря на то, что оно эмоционально располагает учителя и учеников друг к другу.

Разное отношение к поощрениям у хорошо успевающих и посредственных учащихся. «Хорошисты» жаждут одобрения за каждый свой успех, за хороший результат. Для хорошо успевающих учеников значимым поощрением является выполнение сложного задания или выполнение другого вида учебно-познавательной деятельности. Ученики, которые успевают слабо, к данному поощрению относятся отрицательно. Следовательно, такие поощрения нужно применять индивидуально, избирательно, в зависимости от успеваемости ребёнка. Использование деятельностного поощрения требует особой подготовленной работы учителя.

Отсюда следует, что выбор поощрения зависит от личности самого учащегося, от того, насколько сформирован у него познавательный интерес, от подготовленности ребёнка к поощрению, от успеваемости детей, от мотивации ребёнка, от работы учителя в этом направлении.

Таким образом, в результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность и мотивация; постепенно увеличивается объём работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности; усиливается стремление к творческой активности, ребята ждут новых интересных заданий. Улучшается и общий психологический климат в классе: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу.

Применение поощрений обязывает выполнять следующие требования:

  • Поощрение должно применятся в системе, объективно
  • Наиболее эффективно использование двух или нескольких видов поощрений
  • Учитывать индивидуальные возможности и развитие детей, их подготовленность
  • Идти от занимательных поощрений, основанных на эмоциях, к сложным, наиболее эффективным формам поощрений-деятельности.
Этот материал скачали 3 раза.
Автор: Махлай Светлана Евгеньевна
учитель начальных классов МКУОО школа-интернат №1 г. Советская Гавань
Дата публикации: 31.12.2014
Публикация в сети: 2014-12-31
Просмотр материала на Яндекс Диске