Воспитание и образование в современной школе
В статье рассматриваются проблемы воспитания и образования в современном обществе.
Передача старшими поколениями людей младшим существует с древнейших времён. Накопление человечеством знаний, развитие орудий труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей.
Каждое поколение людей решает три важнейших задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих
поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и в- третьих, передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладело опытом работы предков, обогащало его и передавало своим потомкам.
Новое время ,важные события ,происходящие в нашей стране, задачи утверждения в жизни российского общества гуманистических идей и демократических идей, прав и свобод,
рыночных отношений, норм жизни правового государства и гражданского общества по-новому ставят задачи перед педагогической наукой и практикой. Провозглашение идей не означает их воплощения в жизнь общества и каждого человека. Прошедшие 90-е годы убедительно показали, что люди должны уметь ,вести себя надлежащим образом в условиях предоставленной свободы Чтобы жить в условиях демократии, надо ,чтобы демократия жила в нас; чтобы жить в условиях морали и справедливости, надо ,чтобы мораль и справедливость жили в нас; чтобы жили в условиях права, надо, чтобы право жило в нас. Это ставит серьёзные проблемы перед педагогикой.
Педагогика- процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях её обучения, образования, воспитания.
Образование и воспитание – это основные категории педагогики. Образование – процесс и результат усвоения определённой системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в процессе воспитания и обучения в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако всё возрастающую роль играет и самообразование, т.е. самостоятельное приобретение системы знаний.
Воспитание- целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком смысле воспитание-это передача накопленного опыта старших поколений младшим. Под опытом
понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы -словом, всё созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.
В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определённых знаний, и взглядов и убеждений, нравственных ценностей. политической ориентации, подготовки
к жизни. При таком понимании воспитания возникает ряд непростых вопросов: какой из общественных институтов более других ответственен за судьбы воспитания?
Правильно ли винить только школу и педагогов в неудачах воспитания, если возможности и сила
воспитательного воздействия многих социальных институтов превосходят скромные возможности учебно - воспитательных учреждений?
Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. В переводе с латинского
«процесс» означает «движение вперёд», «изменение». Понятие «личность» в отличие от понятия «человек»- социальная характеристика человека , указывающая на те его качества,которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путём целенаправленного и продуманного воспитания. Представители различных философских течений по-разному объясняют этот во многом ещё не познанный процесс.
Развитие человека есть процесс стихийный, неуправляемый, спонтанный; развитие происходит независимо от условий жизни и детерминировано лишь «врождённой потенцией»,развитие человека фаталистически обусловлено его судьбой ,в которой никто и ничего изменить не может,- это лишь небольшая часть мнений представителей идеалистической философии. Диалектико-материалистическая философия трактует развитие как свойство живой материи, присущее ей изначально, благодаря свойственному материи движению и самодвижению. В развитии уничтожается старое и созидается новое.
В отличие от животных, пассивно приспосабливающихся к жизни, человек создаёт средства существования своим трудом.
Движущая сила развития- борьба противоречий. Последние уподобляются тому « вечному двигателю»,который даёт неисчерпаемую энергию для постоянных преобразований и обновлений. Противоречия – это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала.
Человеку не приходится ни искать, ни придумывать противоречия, они возникают на каждом шагу как диалектическое следствие изменения потребностей, порождаемых развитием. Да и сам
Человек «соткан» из противоречий.
Различают противоречия внутренние и внешние, общие и индивидуальные.
Общие- движущие развитием человеческих масс, индивидуальные -характерные для отдельно взятого человека. Внутренние противоречия возникают на почве «несогласия с собой» и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, а внешние - стимулируются силами из вне, отношениями человека с другими людьми, с обществом, с природой. Основные внутренние
противоречия – это расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Установлено, что процесс и результаты человеческого развития обусловлены совместным воздействием трёх факторов- наследственности, среды и воспитания. Природное в человеке – это то, что связывает его с предками, а через них - со всем живым миром. Отражение биологического -наследственность. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определённых качеств и особенностей.
К наследственным свойствам относятся особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов.
Важен вопрос о наследовании интеллектуальных качеств. Что наследуют дети – способности к определённому виду деятельности или задатки? Анализ фактов позволяет ответить на поставленный вопрос однозначно- наследуются не способности, а только задатки. Реализуются задатки или нет зависит от условий. Это и условия жизни, среды, потребностей общества, спроса на продукт той или иной деятельности человека. Особенно острые споры вызывает вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, учебной)деятельности.
Педагоги-материалисты исходят из того, что все нормальные люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способы к неограниченному духовному развитию. Типы высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Из этого следует, что задатки к интеллектуальной деятельности наследуются людьми в неодинаковой мере.
Важен вопрос и о наследовании моральных качеств и психики. До недавнего времени считалось, что психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей. Душа новорождённого- «чистый лист», на который жизнь наносит свои письмена. Это суждение вызывает споры. Есть учёные, которые придерживаются теории « врождённого зла».Справедлива ли пословица «Яблоко от яблони недалеко падает»? В западной педагогике доминирует утверждение о том, что человек рождается добрым и злым, честным и лживым, агрессивным и жестоким т.е нравственные качества человека биологически обусловлены.
Академики П.К.Анохин, Н.М. Амосов сначала завуалировано, в последнее время открыто высказываются в пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения.
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Выделяется ближняя и дальняя среда. Ближняя- домашняя, дальняя -социальная. Огромное влияние на развитие человека ,особенно в детском возрасте ,оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые .решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребёнок – обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растёт и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные ,для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье. Нынешняя семья переживает не лучшие времена. Растёт число разводов, неполных семей, число социально обездоленных детей. Кризис семьи – причина многих негативных общественных явлений, и прежде всего причина роста преступности среди несовершеннолетних. Перед учёными снова встаёт вопрос: что же влияет на развитие человека – среда или наследственность? Ответ неоднозначен. Как переплетаются эти причины ,к какому результату приведёт их взаимодействие, зависит от многих факторов, последствия которых ни учесть, ни измерить нельзя.
Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание – главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия
заключается в целенаправленности ,систематичности и квалифицированном руководстве.
Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно.
Этим определяется роль, место, возможности воспитания и формирования человека. Роль воспитания оценивается по-разному: от утверждения полной бесполезности и бессильности до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Лозунг «Воспитание может всё» себя не оправдал. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. В судьбы людей воспитание вносит различную лепту – от самой незначительной до максимально возможной. Влияние на развитие наследственности ,среды и воспитания дополняется ещё одним фактором – деятельностью личности. Под этим понимается все многообразие занятий человека, всё то, что он делает. Чем больше работает человек в определённой области, тем выше уровень его развития в этой области. В процессе деятельности
Происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется отношение к окружающему миру. Деятельность человеку надо организовать и разумно направить. Для этого необходимо участие в общественной, трудовой, познавательной деятельности. Основные виды деятельности детей и подростков – игра, учение, труд. Направленность – познавательная, общественная, художественная, техническая. Особый вид деятельности – общение. Деятельность может быть активной и пассивной. Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка. Трудовая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного и нравственного мира личности, определяет готовность много и успешно трудиться. Все проявления активности имеют один и тот же источник – потребность. Многообразность человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения.
Воспитание достигает цели, когда ему удаётся сформировать общественно активную, инициативную, творческую личность, приносящую радость себе и людям.
Автор: Шамыгина Надежда Ивановна
МБОУ "СОШ №34 с углубленным изучением отдельных предметов" г.Старый Оскол Белгородской области
Дата публикации: 28.12.2014