Формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развитии. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов министерства образовании Российской Федерации.

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значимость системы дополнительного образования, способствующей творческому развитию детей с ОВЗ, их адаптации в жизни общества.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.

Сегодня многие родители и педагоги озабочены поиском оптимальных методов воспитания. Но не забывайте о том, что нужно доверять важному помощнику – природе ребенка. Если вы любите своих детей, они будут расти сами, шаг за шагом, постоянно овладевая новыми навыками.

Все это приводит нас к убеждению, что не существует единого для всех правильного метода воспитания, и нужно формировать свой стиль отношения к детям, соответствующий нашему характеру и возможностям, а также особенностям наших детей.

Хорошо, если окружающие детей взрослые помогают им понять, что им интересно в жизни, что доставляет им удовольствие. Еще лучше, если взрослые создают условия, в которых дети имеют возможность заниматься именно тем, что их увлекает. Не нужно ставить перед детьми определенных целей, нужно любить и ценить их независимость от их достижений, «условное» поощрение наносит детям вред. Оно преграждает путь к счастью, а ведь счастье – самое главное, чего мы желаем нашим детям.
Я считаю, что в наши дни родители и учителя понимают детей лучше, чем раньше – несколько поколений назад. Мы просто больше знаем о том, что нужно детям, и в обществе родительская роль признается как все более и более значимая. И все же один пункт часто отсутствует во многих руководствах по педагогике: радуйся детям, учись у них, слушай их и играй с ними. Позволь им пробудить важную – уже забытую или отставленную на второй план – часть тебя, зарядить свежей энергией твою работу, отношения, активизировать творческий потенциал.

Конечно, воспитание детей – это нелегкий труд, но дети могут стать в этом для нас, взрослых, лучшими наставниками. Они могут подарить нам надежду, любовь, силы, шанс вырасти самим и стать менее эгоистичными.

Любой человек хочет быть счастливым. И в этом шансы его увеличиваются, если он обращается к опыту детства: его непоседливости, спонтанности, его шумным играм и огромной жажде любви.

Воспитание индивидуальности ребенка (концепция)

Введение

Одной из актуальных проблем, связанных с воспитанием ребенка, является в настоящее время личностно-ориентированное воспитание ребенка. Индивидуальное воспитание – это один из компонентов индивидуальностно – ориентированного воспитания школьника.
Мечтой большинства педагогических коллективов и практически каждого учителя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности. Ее осуществление затруднено тем, что долгие годы в советской педагогике приоритетным направлением воспитательной деятельности избиралось формирование в ребенке социально-типичного. Лишь в последнее десятилетие акцент в воспитательной практике постепенно смещается в сторону поддержки становления в растущем человеке ярко индивидуального, что призвано помочь ему стать самим собой и добиться благодаря этому жизненного успеха.
Повышение роли процесса воспитания в формировании индивидуальности детей возможно только в том случае, если у педагога-воспитателя сформируются отчетливые и верные представления о сущности и структуре индивидуальности, условиях и средствах его развития.
Современные исследователи – психологи Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин, В.И.Слободчиков, Л.И.Собчик доказали, что индивидуальность – это целостная характеристика индивидуальных свойств человека как индивида, субъекта и личности.

Достоинство процесса воспитания индивидуальности ребенка заключается в развитии в индивиде неповторимых, единичных качеств.

Бесперспективность воспитания индивидуальности может возникнуть, если учитель не учитывает наследственность, окружающую природную и социальную среду.

Целью  работы является:

1. Создать условия для становления и проявления индивидуальности ребенка.
2. Сформировать у учащихся коммуникативные навыки, умение . понимать себя и других.
3. Создать условия для развития инициативы и самостоятельности учащихся.
4. Обеспечить условия для реализации творческих возможностей и потребностей ребенка.

Задачи:

1. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира и обрести уверенность в своей значимости;
2. Формировать умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма;
3. Формировать потребность в сознательном, ответственном и творческом отношении к учебе и делам;
4. Формировать представление о природ как среде жизнедеятельности человека.
5. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде и людям.
6. Воспитание культуры достоинства.

Практическая работа заключается в том, чтобы по возможности создать ребенку такие условия в классе (в школе), чтобы он мог попробовать себя в деле, в избранной роли, привлекательной маске и добиться успеха.

Основная часть

Становление индивидуальности происходит за достаточно длительный промежуток времени в жизни человека, а поэтому детство – всего лишь один из этапов данного процесса. Насколько я смогу умело и заботливо поддержать и взрастить ростки индивидуальности в детские годы, во многим будут зависеть яркость и полнота ее раскрытия и проявления в более зрелом возрасте. Смысл моей деятельности состоит в помощи ребенку стать и быть самим собой.

Содержание воспитания включает в себя следующие приоритетные направления:

  • развитие задатков и способностей растущего человека;
  • освоение социокультурного опыта познания и преобразования себя и окружающей действительности;
  • формирование нравственной направленности ребенка;
  • создание рационального представления о себе, о собственной жизни, о своём социальном и природном окружении;
  • развитие творческой активности ребенка.

Организация индивидуального воспитания складывается из форм, методов и приемов, помогающих ребенку стать и быть самим собой. В своей работе я использую следующие методы и приемы взаимодействия воспитателя и воспитанника.

Этот материал скачали 62 раза.
Автор: Атнагулова Физалия Валиулловна
Учитель начальных классов МАОУ "Средняя общеобразовательная школа поселка Демьянка"
Дата публикации: 24.12.2014
Публикация в сети: 2014-12-24
Просмотр материала на Яндекс Диске