Коммуникативные упражнения в системе подготовки к урокам по развитию речи обучающихся
Развитие речи учащихся — главная цель обучения русскому языку в школе. Осуществление данной цели связано с формированием коммуникативной компетенции учащихся, на что указывается в государственном стандарте основного общего образования по русскому языку.
В коммуникативных упражнениях моделируются речевые ситуации, т.е. совокупность тех условий, которые вовлекают школьника в процесс общения. Речевые ситуации, в которых оказываются школьники, побуждают их к высказыванию, вызывают потребность в общении. Использование учебных ситуаций общения не только повышает эффективность обучения речи, но и способствует формированию и развитию интереса учащихся к русскому языку. Важнейшим компонентом коммуникативно-ориентированного обучения русскому языку является текст в качестве основной единицы учебного материала. На текстовом материале учащиеся наблюдают языковые факты, усваивают речеведческие понятия. На основе текста формируются навыки его интерпретации и порождения. Опора на текст позволяет объединить процессы формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции, обеспечивает органическое единство познания системы, структуры языка и развития речи. Следовательно, цель урока должна также определяться с позиции активной деятельности учащихся.
Автор: Герасимова Нина Александровна
учитель русского языка и литературы МБОУ О(с)ОШ №1 города Смоленска
Дата публикации: 23.12.2014