Реализация дифференцированного подхода к обучению как средство повышения качества образования
В статье отражены актуальность и обоснованность применения дифференцированного подхода к обучению, а так же методы по его реализации и ожидаемый результат.
Главной отличительной чертой так называемого гуманистического подхода в современном образовании является особое внимание к личности обучающегося, к его индивидуальности, идет четкая ориентация на сознательные развитие самостоятельного критического мышления. При этом идет смена приоритетов с усвоения готовых знаний на активную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей. Традиционное же образование рассчитано на некоего среднего ученика, что не соответствует идеям личностно-ориентированного подхода. В связи с этим возникает ряд педагогических проблем: более слабым студентам может не хватать времени на осмысление материала, практическое его закрепления; сильным же студентам может не доставать темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности.
Дифференцированный подход к обучению позволяет педагогу уделять больше времени отстающим студентам, не упуская из виду сильных, создавая условия для развития каждого студента в соответствии с их способностями, возможностями, особенностям психического развития и характера.
Именно поэтому я использую в своей работе условное разделение студентов на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы, так называемую дифференциацию по общим способностям
В первую группу входят студенты с высокими учебными возможностями, Они имеют прочные знания, владеют навыками самостоятельной работы, всегда тщательно закрепляют изученное. Они могут самостоятельно находить решение изменённых типовых или усложнённых заданий, предполагающих применение нескольких известных способов решения.
Во вторую группу входят студенты со средними учебными способностями, Таким студентам присущи способность хорошо учиться, они не уступают первой группе в усвоении материала, но не всегда тщательно закрепляют изученное. Все они требуют оперативной поддержки и помощи педагога.
И третья группа – это студенты с низкими учебными способностями, Эту группу характеризуют низкий уровень обученности, учебной работоспособности, при усвоении нового материала они испытывают определённые затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях, требуют специального подхода педагога.
Для успешной реализации дифференцированного подхода к обучению на занятиях различных форм (практические, контрольные работы, зачетное занятие) мной разрабатываются вопросы и задания разного уровня сложности. Студенты выполняют разные объемы и виды работ в зависимости от личностных качеств – устная работа, письменная работа, фронтальный опрос, индивидуальная работа студентов по карточкам.
В результате такой работы, ориентированной на индивидуальные особенности студентов, повышается мотивация к обучению, заинтересованность студента в работе, и, как следствие, повышается успеваемость и качество обучения.
Автор: Кудрина Анна Игоревна
преподаватель специальных дисциплин ГБОУ РХ СПО "Черногорский горно-строительный техникум"
Дата публикации: 12.12.2014