Семинарское занятие как форма активизации обучения в старших классах

В статье представлены формы организации семинарских занятий и примеры заданий для семинаров.

Чем может быть интересен, а главное, полезен современному подрастающему поколению урок русской литературы?

Естественно, что такая формулировка вопроса, где, как бельмо на глазу, фигурирует слово «полезен», вызовет шквал праведных возмущений. Да, к тому же, такое поистине еретическое высказывание из уст учителя-словесника, призвание которого наполнять умы и сердца детей «вечными» ценностями.

До изнеможения можно  пропагандировать «вечные ценности» и призывать учащихся делать выводы на основе прочитанных произведений. Но... увы, выводы не делаются. Более того, юные прагматики, которые, конечно же, уже давно распределили главное и второстепенное в своей жизни эдак на лет десять вперед, вам с уверенностью скажут, что отсутствие знаний по русской литературе – это наименьшее зло, так как  ни Толстой, ни Достоевский не прибавит им жизненной мудрости, которая поможет выжить в наше сложное и хаотичное время.

Безусловно, объяснять, что духовный и эстетический опыт важен для развития личности человека, а отсутствие такового влечет за собой гибель общества, бесполезно. Человек должен сам сформулировать и сформировать путем проб и ошибок свою систему ценностей. Поэтому для старшеклассников следует подбирать такие формы работы на уроках литературы, которые бы способствовали мотивации познавательной деятельности. Одной из самых продуктивных, на мой взгляд, форм является урок-семинар, который помогает школьнику-подростку сознательно и целеустремленно научиться позитивно разрешать конфликтные и проблемные ситуации, так как умение человека находить что-то хорошее и полезное важно и для общества, и для психологической стабильности самого человека.

Умение аргументировать свою точку зрения способствует достижению и еще одной очень важной цели – формированию и развитию критического мышления.

Что же такое «семинар»? Обычное учебное занятие, цель которого овладение новыми знаниями или углубление уже имеющихся. Главной особенностью семинарского занятия является его содержание: выступление учащихся с итогами самостоятельной работы. Таким образом, данная форма урока помогает школьникам-подросткам не  только раскрыть свой личностный потенциал, но и более глубоко вникнуть в рассматриваемую проблему, проанализировав ее с разных точек зрения. 

Этот материал скачали 12 раз.
Автор: Барожинская Оксана Владимировна
Учитель русского языка и литературы МОУ "Центр образования" г. Певек
Дата публикации: 12.11.2014
Публикация в сети: 2014-11-12
Просмотр материала на Яндекс Диске