Проектная деятельность на уроках литературы

По определению, «проект» - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Необходимость технологии - это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем её вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями:

1) создать собственную технологию;

2) перенять то, что открыто другими.

Проектный метод впервые был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком в первой четверти XX века. Килпатрик был приверженцем философских концепций Джона Дьюи, который исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе - полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем. Иными словами, школа - это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребёнок живёт и учится жить в сложном окружающем мире, работать и общаться с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребёнка.

Проект - это буквально "нечто брошенное, пущенное вперед". В последнее время это слово прочно вошло в нашу жизнь, и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач. Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность обучающихся. Они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными статистами.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

  1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  2. учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  3. приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
  4. развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  5. развивают системное мышление.

Основные требования к использованию проектной деятельности:

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.
  • Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).
  • В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.
  • Использование исследовательских методов.
  • Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования.
  • Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).

Структура исследовательских проектов:

  1. аргументация актуальности принятой для исследования темы,
  2. определение проблемы исследования, его предмета и объекта,
  3. обозначение задач исследования в последовательности принятой логики,
  4. определение методов исследования, источников информации,
  5. выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения,
  6. обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

Использование метода учебного проекта на уроках литературы

Образованный человек в современном обществе - это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это

целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим возникают новые для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность среди педагогов.

Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить вышеперечисленные проблемы. Знания по истории, мировой художественной культуре - дисциплинам, смежным с литературой,- могут и должны помогать в работе над литературным проектом.

Метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы.

Алгоритм работы над учебным проектом по военной повести «Слово о полку Игореве»

Тема: Когда мы едины, мы непобедимы! 9 класс

Тип проекта: творческий

Проблема:

Русичи в военном походе против половцев в 1185 году терпят сокрушительное поражение.

Почему?

  • Выступили в поход в неблагоприятное время (солнечное затмение);
  • Выступили в поход малыми силами;
  • Потеряли бдительность после первой победы над половцами и дали возможность врагам заманить себя вглубь половецких степей;
  • Не было единства между русскими князьями, Русь была разрозненной, погрязшей в междуусобных войнах.

Какую параллель можно провести с сегодняшним днем?

Нет единства между народами, длительное время продолжается кровавый конфликт на юго-востоке Украины, стравливаются некогда дружественные народы, русский и украинский – идет новый передел территорий. Распри, как и сотни лет назад, мешают мирной жизни целых стран и народов.

Что делать?

Изучив причины поражения в войне 1185 года, политической раздробленности Руси , обратиться в будущее с призывом сохранить единство и могущество государства Российского.

Что получить? (результат)

Послание из 12 века в век 21 с призывом о сохранении целостности России.

Класс делится не три группы:

1 группа – женщины (жены) древнерусских витязей, отправивших своих мужей на войну (среди них Ярославна);

2 группа – древнерусские воины, потерпевшие поражение, горем отозвавшееся на Земле Русской;

3 группа – простые жители деревень и городов русских, познавших на себе ужас половецких набегов.

(От имени каждой из групп создается послание в 21 век с призывом о единении).

Презентация результата:

Каждая из групп зачитывает свое послание, происходит обсуждение каждого послания.

Одно из посланий, созданных детьми.
Не пора ли , братия славяне,
Снова о единстве говорить?
Мудрым словом вспомнить о Бояне,
В крепком , добром мире жить?
Украинец, белорус и русский,
Вместе мы – великая семья!
Наши корни сплетены навеки-
Нам отроду враждовать нельзя!
Так пожмем друг другу крепко руки,
Злобу и обиды не тая,
И тогда не знать мы будем муки,-
Счастьем возродится Русь моя!
О Русская Земля!
Будь едина и многолика!

Рефлексия

Обсуждение полученных результатов, постановка выводов, планирование дальнейшей деятельности.

Подобные задания вызывают большой интерес у обучающихся, оживляют учебный процесс, как правило, ученики хорошо справляются с этим заданием. А учитель, во-первых, получает дополнительную возможность углубить знания учащихся по теме, т.к. во время презентации своих работ ученики аргументируют выбор тех или иных сюжетов произведений, дают обобщенную характеристику главным героям. Во-вторых, учитель изучает индивидуальные способности учащихся, наблюдает за их коллективной деятельностью, выявляя интеллектуальных лидеров и обучающихся, нуждающихся в поддержке учителя.

Кроме этого, в ходе подготовки проекта закладываются умения сбора и систематизации информации, что способствует формированию и развитию информационной и коммуникативной компетенций.

Этот материал скачали 4 раза.
Автор: Гузеева Ирина Алексеевна
Учитель русского языка и литературы Гимназии города Лабытнанги
Дата публикации: 05.11.2014
Публикация в сети: 2014-11-05
Просмотр материала на Яндекс Диске