Методика полевых и этнографических исследований
Презентацию «Методика полевых и этнографических исследований» можно использовать уроках природоведения, географии, экологии.
Подробное описание
Этнография — («этнос» (народ), «пишу») — часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно бытовые особенности, материальную и духовную культуру.
Исследования, ведущиеся среди живых народов с целью сбора первоначальных этнографических данных об отдельных структурных компонентах традиционно-бытовой культуры и их функционировании как определенной системы.
Типы полевых этнографических исследований:
- Стационарный (кабинетный) — долгое проживание среди народа с целью более глубокого изучения материальной и духовной культуры, быта.
Недостаток — малый охват территории, невозможность сравнительного исследования с другими областями. - Экспедиционный (полевой) — наиболее распространенный метод сбора этнографического материала, позволяющий за короткое время собрать материал о быте, жилище, одежде, утвари.
Методы полевых этнографических исследований
- Наблюдение — метод, при котором исследователь вживается изучаемую среду. Простое — наблюдение со стороны. Внутреннее — исследователь принимает участие в жизни изучаемого социума.
- Опрос — метод сбора первичной информации. Беседа с жителями по вопроснику.
- Анкетирование — метод, при котором не проводится личная беседа, а информация собирается с помощью анкеты (через почту, листовки, прессу).
- Интервью — личная беседа с использованием вопросника.
- Метод пережитков — изучение различных явлений, которые еще остались у народа, но потеряли свое прежнее значение.
- Сравнительно-функциональный (или кросс-культурный) — позволяет путем сравнения выявить общее в развитии народов.
Методика полевых этнографических исследований
Полевой этнографический материал — информация, документированная в процессе непосредственного наблюдения живой действительности в ходе экспедиции.
Виды экспедиций:
- Стационарные экспедиции — основаны на углубленном и длительном изучении традиционно-бытовой культуры.
- Маршрутные — на перемещении отряда по предварительно намеченной дороге с последующими кратковременными остановками на один-два дня в расположенных по пути селениях.
- Маршрутно-кустовые экспедиции проводятся по базовым пунктам изучения, ближайшие селения обследуются для проверки и уточнения полученных сведений.
Характеристика методов
- Полевой метод: непосредственное наблюдение, опрос, беседа, описание явлений традиционной культуры, реконструкции, работа по программам, вопросникам, выписка статистических сведений из документов текущего учета населения (хозяйственных книг), сбор экспонатов — личные наблюдения участника экспедиции — записываются в тетрадь (полевой дневник).
- Опрос и беседа с информаторами требуют предварительной подготовки: примерный план разговора по темам «жилище», «одежда», «пища» и др.
- Работа с людьми начинается с объяснения цели визита. Данные фиксируются, перепроверяются, сравниваются со сведениями других информаторов.
- Фиксация включает в себя выстроенное в определенной последовательности подробное описание того или иного элемента культуры.
- Фиксация осуществляется посредством рисования, черчения, копирования.
- Рисование позволяет графически изобразить устройство орудий труда, принцип взаимодействия их частей, характер рабочих операций.
- Черчение — составить план отдельных объектов, населенного пункта. Графические приемы могут использоваться при реконструкции исчезнувших к настоящему времени явлений культуры.
- Копирование используют для получения образцов орнамента, аппликации, вышивки, росписи ткани.
- Материал фиксируют при помощи видеокамер, диктофона, фотоаппарата. Фотографирование производится с разных ракурсов. Используется прием масштабного фотографирования (рядом с объектом — линейка, предметы , размеры которых хорошо известны.
Сбор предметов материальной культуры — самостоятельное направление полевой этнографической работы, позволяющее формировать коллекцию.
Каждый предмет коллекции снабжается подробным описанием, легендой:
- место и дата приобретения;
- общепринятое и местное название;
- сведения о прежнем владельце;
- данные об изготовителе (изготовителях)
- примерный возраст (датировка)
- способ использования;
- полное описание (с указанием особенностей и характерных признаков).
Для учета собранных вещей или коллекций заводится особая тетрадь. В ней каждый экспонат записывается в порядке получения под отдельным номером, на предмет укрепляется такой же номер или талон-бирка с описанием легенды.
Вещи, входящие в одну коллекцию и подаренные одним лицом, записываются под одним номером, но с введением внутренней нумерации для каждого предмета.
Основанием для передачи экспонатов в музей является акт приемки-сдачи. Сведения о вновь поступивших вещах заносятся в специальную книгу. На каждый полученный предмет оформляется карточка
Практическая работа исследователей.
Норма на одного исследователя составляет примерно 100 единиц (карточек) и распределяется в зависимости от тем и задач, стоящих перед экспедицией или научной работой группы.
Сбор материала проводится по программам и вопросникам, составленным руководителями полевых этнографических исследований.
Основные правила ведения и хранения полевых документов (дневника и карточек)
- На внутренней стороне обложки тетради записывается номер полевого дневника, название экспедиции, фамилия и инициалы ее участника, подробный адрес организации, силами которой проводится экспедиция.
- Каждый лист дневника нумеруется.
- Запись каждой новой беседы с информатором начинается с нового листа: Ф.И.О. информатора (если женщина — указывается девичья фамилия), год, место рождения, место постоянного проживания, образование, профессия, национальная, этническая, родовая принадлежность.
- Этнографический материал из полевого дневника переносится на тематические карточки из плотных (альбомных) листов формата А4.
- Заголовки карточек стандартные, наклеиваются на карточки и заполняются исследователями на месте.
Материалы экспедиции сводятся в отдельные папки и хранятся в краеведческом музее. Могут быть использованы обучающимися для написания рефератов, статей.
Примерная тематика сбора полевого этнографического материла
- Хозяйственные занятия. Оленеводство. Охота. Рыбная ловля. Собирательство. Промыслы. Кедровый промысел. Домашнее производство. Выделка шкур и кожи. Пути сообщения. Природопользование. Природоохранные меры и запреты.
- Поселения. Жилища. Временные. Стационарные. Хозяйственные постройки.
- Одежда. Обувь. Головные уборы. Украшения.
- Пища. Мясная пища. Растительная. Лекарственные средства растительного и животного происхождения.
- Утварь. Берестяная. Деревянная утварь.
- Средства передвижения. Способы перемещения груза. Устройство средств передвижения. Назначения.
- Социальные отношения. Родоплеменная или фамильно-родовая структура. Система родства. Генеалогия. Семья, семейный быт. Семейные обряды. Родильная обрядность. Свадебная обрядность. Поминально-погребальная обрядность
- Религиозные представления. Культы. Шаманизм. Народные знания. Календарь. Медицина. Ветеринария. Исторические легенды и предания. Народные праздники. Декоративно-прикладное искусство.
- Современные этнические процессы. Этнодемографические и этнотерриториальные процессы. Этноязыковые процессы. Этнокультурные процессы. Межэтнические отношения. Этническое самосознание.
Автор: Булатова Ирина Андреевна, методист, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДЮТЭ г.Новый Уренгой, ЯНАО
Дата публикации: 05.03.2014