Литотерапия и музыкотерапия — нетрадиционные методы в коррекционной педагогике
В настоящее время существует множество нетрадиционных методик используемых в коррекционной педагогике. Считаю действенными и интересными две из них. Это литотерапия и музыкотерапия.
Подробное описание
Термин «литотерапия» происходит от греческих слов lithos — «камень» и therapeia — «лечение». Стремление человека к познанию заставляет обращаться к мудрости предков, не случайно современная коррекционная педагогика весьма успешно использует нетрадиционные методы воздействия на организм ребёнка, не последнее место среди которых занимает литотерапия.
Цели литотерапии:
- Положительное терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
- Развитие познавательных процессов: внимания, зрительной, слуховой, тактильной чувствительности, цветовосприятия.
- Снижение у детей эмоциональных проблем — тревожности и агрессивности.
- Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга
Задачи:
- Стабилизация психических процессов, снятие эмоционального и телесного напряжения, развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную.
- Воспитание произвольного внимания, способности внимательно и терпеливо слушать других.
- Развитие фантазии и творческого воображения.
- Развитие мелкой моторики рук.
Средства литотерапии в логопедии возможно использовать в следующих направлениях:
- Логопедический массаж;
- Коррекция мелкой моторики;
- Автоматизация звуков и формирование слоговой структуры слова;
- Расширение атрибутивного словаря (цвета и оттенки, оттенки холода);
- Профилактика заикания.
Музыкотерапия — психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.
Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов.
Цели музыкотерапии:
- Создавать положительный эмоциональный фон.
- Стимулировать двигательные функции.
- Развивать дыхательный и артикуляционный аппарат.
- Растормаживать речевую функцию.
Коррекционные задачи:
- Стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);
- Увеличение объема внутреннего и внешнего лексикона (частотного и нечастотного);
- Формирование навыков словообразования (для обозначения «видов» музыкантов);
- Нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма.
Репертуар и назначение:
- Для поднятия настроения желательно слушать «Рондо в турецком стиле» Вольфганга Амадея Моцарта, «Хабанеру» из оперы Жоржа Бизе «Кармен» или «Триумфальный марш» из «Аиды» Джузеппе Верди.
- Успокоят нервную систему следующие произведения «Колыбельная» Иоганнеса Брамса и «Аве Мария» Франца Шуберта .
- При сниженном тонусе мышц, помогают концерты и сонаты Антонио Вивальди, серенады Франца Шуберта.
- При переутомлении стоит поставить треки с записями Элвиса Пресли, Луи Армстронга или Дюка Эллингтона.
- При нарушении сна помогут «Пьесы» Петра Чайковского, «Мелодия» Кристофа Глюка, «Мечты» Роберта Шумана и «Грустный вальс» Яна Сибелиуса.
- Религиозная музыка, особенно в органном исполнении, дарит людям ощущение покоя и духовной просветленности, помогает побеждать или облегчает боль.
Автор: Ситдикова Динара Закуановна, учитель-логопед МБДОУ ЦРР д/с № 22 «Маугли»
Дата публикации: 15.01.2014