Литотерапия и музыкотерапия — нетрадиционные методы в коррекционной педагогике

В настоящее время существует множество нетрадиционных методик используемых в коррекционной педагогике. Считаю действенными и интересными две из них. Это литотерапия и музыкотерапия.

Литотерапия и музыкотерапия — нетрадиционные методы в коррекционной педагогике

Подробное описание

Термин «литотерапия» происходит от греческих слов lithos — «камень» и therapeia — «лечение». Стремление человека к познанию заставляет обращаться к мудрости предков, не случайно современная коррекционная педагогика весьма успешно использует нетрадиционные методы воздействия на организм ребёнка, не последнее место среди которых занимает литотерапия.

Цели литотерапии:

  1. Положительное терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
  2. Развитие познавательных процессов: внимания, зрительной, слуховой, тактильной чувствительности, цветовосприятия.
  3. Снижение у детей эмоциональных проблем — тревожности и агрессивности.
  4. Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга

Задачи:

  • Стабилизация психических процессов, снятие эмоционального и телесного напряжения, развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную.
  • Воспитание произвольного внимания, способности внимательно и терпеливо слушать других.
  • Развитие фантазии и творческого воображения.
  • Развитие мелкой моторики рук.

Средства литотерапии в логопедии возможно использовать в следующих направлениях:

  1. Логопедический массаж;
  2. Коррекция мелкой моторики;
  3. Автоматизация звуков и формирование слоговой структуры слова;
  4. Расширение атрибутивного словаря (цвета и оттенки, оттенки холода);
  5. Профилактика заикания.


Музыкотерапия — психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов.

Цели музыкотерапии:

  1. Создавать положительный эмоциональный фон.
  2. Стимулировать двигательные функции.
  3. Развивать дыхательный и артикуляционный аппарат.
  4. Растормаживать речевую функцию.

Коррекционные задачи:

  • Стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);
  • Увеличение объема внутреннего и внешнего лексикона (частотного и нечастотного);
  • Формирование навыков словообразования (для обозначения «видов» музыкантов);
  • Нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма.

Репертуар и назначение:

  • Для поднятия настроения желательно слушать «Рондо в турецком стиле» Вольфганга Амадея Моцарта, «Хабанеру» из оперы Жоржа Бизе «Кармен» или «Триумфальный марш» из «Аиды» Джузеппе Верди.
  • Успокоят нервную систему следующие произведения «Колыбельная» Иоганнеса Брамса и «Аве Мария» Франца Шуберта .
  • При сниженном тонусе мышц, помогают концерты и сонаты Антонио Вивальди, серенады Франца Шуберта.
  • При переутомлении стоит поставить треки с записями Элвиса Пресли, Луи Армстронга или Дюка Эллингтона.
  • При нарушении сна помогут «Пьесы» Петра Чайковского, «Мелодия» Кристофа Глюка, «Мечты» Роберта Шумана и «Грустный вальс» Яна Сибелиуса.
  • Религиозная музыка, особенно в органном исполнении, дарит людям ощущение покоя и духовной просветленности, помогает побеждать или облегчает боль.
Этот файл скачали 47 раз.
Автор: Ситдикова Динара Закуановна, учитель-логопед МБДОУ ЦРР д/с № 22 «Маугли»
Дата публикации: 15.01.2014
Публикация в сети: 2014-01-15

Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями использования информации.

Скачать файл