Автор: Пьянова Ольга Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 2 «Алёнушка»
Непосредственная образовательная деятельность «Делаем мыльные пузыри»
Цель педагогическая: формирование навыков проведения опыта.
Цель детей: делаем мыльные пузыри.
Задачи:
- Обучающая: познакомить со способами изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла;
- Развивающая: развивать умение обобщать, проводить опыт, сравнивать результат;
- Воспитательная: воспитывать умение сотрудничать в парах.
Материалы:
- жидкое мыло и кусочками, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы.
- Рабочие листы «Делаем мыльные пузыри».
- Рисунки-схемы изготовления мыльных пузырей.
Ожидаемый результат:
- Дети усвоили способы изготовления мыльных пузырей, определяют свойства жидкого мыла (может растягиваться, образует плёнку) ;
- Умеют обобщать, проводить опыты, сравнивают полученные результаты;
- Умеют взаимодействовать друг с другом.
Ход
Приветствие с правилами
Здравствуйте. Я очень рада видеть вас всех.
Я знаю, что в вашей группе дети любят дружить и помогать друг другу.
Давайте сейчас все вместе построим «круг друзей». Каждый будет называть своё имя, и протягивать руку соседу, а он возьмет за руку, назовёт своё имя, протянет руку следующему, и он тоже назовёт своё имя. Давай, Саша, веселей, начинай строить «круг друзей».
Вот мы и построили «круг друзей». Улыбнитесь друг другу. Вот как нас много и нам хорошо вместе!
Вместе будет веселей, выбирать себе друзей.
Вместе любим мы играть, заниматься, рисовать.
Детский сад — наш добрый дом!
Хорошо нам будет в нём.
В гости к вам я пришла не с пустыми руками, а принесла картинку (показ картинки «Девочка играет с мыльными пузырями») дети рассматривают.
— Что делает девочка (девочка играет с мыльными пузырями)
— Какой формы пузыри (круглые)
— А цвета? (разноцветные)
— Как вы думаете, из чего делают мыльные пузыри (мыла)
— Можем ли мы их изготовить (ответы детей) .
— Из какого мыла? Мыло бывает разное твёрдое и жидкое (ответы детей) .
Выслушав ответы детей предложить изготовить мыльные пузыри из твёрдого кусочка мыла и жидкого.
Постановка цели
— Присоединяйтесь, кто хочет с нами вместе научиться делать мыльные пузыри.
Процесс деятельности
Обговариваем план работы изготовления мыльных пузырей (раскладываем рисунки — схемы в последовательности, отражающей появление мыльных пузырей) .
Что будем делать?
(цель) Что для этого нужно?
(средства) Как мы будем это делать?
(процесс) Что получилось?
(результат)
Материал Инструмент
Мыльные пузыри Мыло (твёрдое или жидкое, вода поднос, стакан, ложечка, петля с ручкой из проволочки. Что сначала, что потом?
1. Берём кусочек мыла воды и смешиваем в стакане;
2. Опускаем петлю в жидкость, вынимаем её и дуем в петлю.
— Кто скажет, какое правило надо помнить при работе с мылом? Беречь глаза, не трогать мыльными руками, если же мыло попало в глаза хорошо промыть тёплой водой.
— Коль мы любим, дружить и помогать друг другу, объединитесь в пары. Подойдите к столам и возьмите всё необходимое для работы оборудование
Договоритесь между собой кто, что будет делать, кто смешивать кусочек мыло с
водой в стакане, а кто опускать петлю в жидкость и выдувать пузыри.
И так мы готовы, можно приступать к работе. Дети размещаются по группе (пробуют изготовить мыльные пузыри из кусочка мыла и воды путём смешивания) .
Наблюдают, что происходит: опускают петлю в жидкость, вынимают её, дуют в петлю. Сравнивают полученный результат с поставленной целью.
— Получились пузыри? Нет, (фиксируют результат своей работы в таблице на рабочем листе, получился пузырь — ставим крестик, не получился — ставим прочерк).
Рабочий лист «Делаем мыльные пузыри».
кусочек мыла жидкое мыло
картинка с изображением мыльных пузырей
Берут другой стакан, выполняют по алгоритму. Смешивают жидкое мыло с водой (1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла). Опускают петлю в смесь.
— Что видим, когда вынимаем петлю (тонкую плёнку)
— Потихоньку дуем в петлю.
— Что происходит (плёнка растягивается)
— Как получился мыльный пузырь (мы выдуваем воздух, плёнка его обволакивает, и получается пузырь) .
— Почему изготавливая мыльные пузыри из кусочка мыла, пузыри не получились (ответы детей) .
— Что мы выяснили, жидкое мыло может растягиваться в очень тонкую плёнку. Она остаётся в петле. Мы выдуваем воздух, плёнка его обволакивает, и получается пузырь.
— Я знаю секрет приготовления мыльных пузырей из кусочка мыла. И готова поделиться им с вами.
Показ алгоритма изготовления мыльных пузырей из кусочка мыла (натереть кусочек мыла на тёрке добавить воды, перемешать и подождать 2 — 3 мин.) . Этот опыт вы проведёте самостоятельно.
Чтоб пузырек получить,
Надо чудо совершить.
Взять немного жидкого мыла
И водичкою залить.
Две минутки подождать
Быстро — быстро размешать.
Полетели пузыри
Лёгкие, как мотыльки,
С ними можно поиграть,
Половить и полетать.
Окончание деятельности
Игра: «Какой формы пузыри, какой летит дальше, выше? »
Дети пускают пузыри и рассказывают, на что похож получившийся пузырь, какой он формы, у кого больше, какие цвета можно увидеть на его поверхности.
— Ай да мы, молодцы! Поставьте перед собой зеркальце — ладошку. Скажите сами себе: «Я хороший, я пригожий, я — молодец! » Улыбнитесь друг другу и поблагодарите за работу!
Рефлексия
- Что понравилось в работе больше всего? (игра или опыт)
- Что мы хотели сегодня узнать?
- Из чего делают мыльные пузыри?