Здоровьесбережение на уроках иностранного языка

Автор: Косарева Галина Ивановна, учитель иностранного языка

Здоровье  ребенка, его физическое  и психическое  развитие, социально-психологическая  адаптация в значительной  степени определяются  условиями его жизни, прежде  всего, условиями жизни в школе. Именно на  эти годы  приходится период интенсивного развития организма.

Учеба – тяжелый интенсивный труд, который должен быть организован в оптимальном режиме сочетания умственной активности и  разрядки, смены видов деятельности, учета  индивидуальных особенностей  учащихся.

Наиболее частыми заболеваниями  школьников являются  нарушения зрения, осанки, заболевания органов пищеварения. К пятому классу число детей, имеющих хроническую патологию, увеличивается в два раза по сравнению с детьми дошкольного  возраста, к 15  годам – в 2,7 раза. Хронические заболевания, нервно-психические отклонения, болезни дыхательной и пищеварительной систем встречаются у старшеклассников в 305  раз чаще, чем у тех, кто только переступил школьный порог. Без ограничений могут выбирать профессию менее  20% выпускников.

Основными  целями здоровьесбережения на уроках иностранного  языка  являются следующие:

  • Создание материально-технического, содержательного  и информационного обеспечения пропагандистской работы по  приобщению детей к здоровому  образу жизни
  • Создание организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся.

Для меня как учителя английского языка наиболее важными является решение следующих задач:

  1. Отслеживание соответствия санитарно-гигиеническим требованиям СанПиНов 
  2. Постоянное внимание к охране зрения: посадка учеников, проведение упражнений по гигиене зрения Гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашнего задания 
  3. Проведение на каждом уроке физкультминуток 
  4. Обеспечение интереса к своему предмету и уроку 
  5. Учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся 
  6. Планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм труда другими 
  7. Приоритет методам самопознания и развития, свободного выбора перед методами принуждения 
  8. Реализация на практике индивидуально-личностного подхода к оценки знаний: умение показать успешность ученика, выбор адекватной для детей сложности знаний 
  9. Максимально возможное использование активных методов обучения с минимизацией рутинных видов деятельности (слушание, диктовка, и т. д.) 
  10. Использование приемов мотивации, как внешней (оценка, похвала, стремление опередить одноклассников), так и внутренней (стремление больше узнать)

После звонка, во время организационного момента, при создании рабочей обстановки в классе, стараюсь уловить психологическое состояние каждого ученика: ведь неизвестно с какими проблемами он ушел с предыдущего урока, с кем успел поссориться на перемене, на кого обидеться. Для каждого ребенка находится доброе слово и полезный совет. Созданный таким образом благоприятный эмоциональный климат сохраняется на протяжении всего занятия. 

Используемая мной на уроках английского языка поэтапная смена деятельности не дает ребенку переутомиться. 

Часто во время работы с учащимися использую игровой, соревновательный момент. Активность ребенка при этом возрастет и ни о каком переутомлении не может быть и речи. 

Такие формы работы с учащимися помогают избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости детей. Ведь, как известно, лучший вид отдыха – смена деятельности. 

Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке я обязательно провожу динамические паузы после объяснения нового материала. 

Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради или за  учебником я рекомендую учащимся в течение всего урока, при первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд. После нескольких уроков у них формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения. 

Планируя урок английского языка никогда нельзя забывать о гигиенических условиях проведения урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся:

  • Гигиенические  условия в классе (температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски)
  • Разнообразие видов учебной деятельности
  • Средняя продолжительность и частота чередования различных видов  учебной деятельности – 7-10минут
  • Должны присутствовать  оздоровительные моменты: физкульминутки , гимнастика для  глаз и т.п. В  норме  на каждые 15-20 минут урока по одной  минуте из трех легких упражнений  с 3-4   повторениями
  • Наличие мотивации учебной деятельности (оценка, похвала, поддержка – со стороны учителя, со стороны учащегося - стремление больше узнать, радость от активности, интерес к предмету)

На  уроке английского  языка я использую приемы, позволяющие ученикам чаще вставать с места:

  • провести опрос мнения, взять интервью (ученики передвигаются по классу, чтобы опрашивать друг друга),
  • разыгрывание сценок, диалогов у доски,
  • игры и упражнения, сопровождающиеся движениями (например, при изучении темы «Спорт» в начальной школе дети выполняют команды Play football, play tennis и т.д.
  • частый выход к доске для устного ответа
  • при коротких ответах обязательно вставать с места

Как можно снять нервное напряжение  учащегося?

  1. Благоприятная атмосфера на уроке и в кабинете, эмоциональная культура учителя
  2. Частая смена видов деятельности
  3. Применение на уроках песен, сопровождение физкультминуток музыкой
  4. Использование ярких иллюстраций, вызывающих положительные эмоции
  5. Использование на уроке шуток для чтения и  прослушивания

В итоге без уменьшения объема содержания и без сокращения изучаемого материала, что невозможно ввиду того, что оно определяется  общеобразовательными  стандартами, учитель может сделать урок английского языка  более доступным  путем грамотного  планирования урока, последовательного и понятного объяснения, а также  более привлекательным и интересным для учеников.

Иностранный язык дает возможность пропагандировать здоровый образ жизни при изучении таких тем как «Спорт», «Распорядок дня», «Полезные для здоровья привычки». На  старшей ступени обучения усложняется языковой материал, обсуждается влияние  современных гаджетов  (телефонов, телевизоров, компьютеров), экологии на здоровье человека, расширяется понятие «здоровый образ жизни», решаются проблемные ситуации.

В заключение хочу отметить, что исходя из опыта работы, приоритетными я  считаю сохранение здоровья ребенка, для чего первоочередным в моей  работе является разнообразие видов деятельности,  доброжелательная обстановка на уроке, физкультминутки, что помогает избежать усталости, а значит и переутомления, что ведет к ухудшению здоровья, которое считаю просто недопустимым.

Используемая литература:

  1. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений   Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, Москва, 2004
  2. Кальченко Е.И. «Гигиеническое обучение и воспитание школьников» -Москва, Просвещение, 1984
  3. Педагогика здоровья под ред В.Н. Касаткина, издание 3-е исправленное, Линка -Пресс, Москва, 2000
  4. Горохова Н.А. Организация здоровьесбережения в школе-ОБЖ, 2010 №7 стр 33-38
  5. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок- Школьные технологии, 2004, №2 стр 200-207
  6. Тихомирова Л.Ф.Экспертный подход в здоровьесберегающей деятельности педагога- Школьные технологии, 2003,  №3,стр 200-201
  7. Школа здоровья (электронный  ресурс) — http://Schools/Keldysh.ru ( 11/04/2012)
  8. Cавенкова Л.С. Здоровьесбережение на уроке электронный ресурс savenkova.nf-licey.edusite.ru
  9. Буртаева Н.В. Здоровьесбережение на  уроках английского языка — электронный ресурс festival.1september.ru/articles