Реализация ФГОС НОО в школе обеспечена работой школьного психолога

Автор: Резнова Светлана Андреевна, педагог-психолог МОУ «СОШ № 4»

Целью психологического сопровождения является создание социально — психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения по новым стандартам.

Основные направления деятельности школьного психолога:

  • выявление особенностей психического развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:
  • изучение обращений к психологу, поступающих от учителей, родителей, учащихся; -разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление плана развития способностей или других психологических образований.
  • работа по снижению уровня тревожности и повышению учебной мотивации первоклассников;
  • помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители;
  • приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО в 1-х классах была организована внеурочная деятельность обучающихся.

Программа психологического тренинга «Мир общения» для учащихся 1—х классов

Резнова Светлана Андреевна педагог-психолог

1. Основными целями, разработанного тренинга являются:

  • Формирование коммуникативных навыков учащихся (умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению);
  • Улучшение социальной адаптации детей к школе и школьному обучению за счет сплочения классного коллектива, и нормализации отношений между обучающимися;
  • Развитие таких качеств обучающихся, как уверенность в себе, открытость, чувство юмора, понимание;
  • Информирование детей о различных способах эффективной коммуникации и тренировка навыков эффективного общения в пространстве тренинга.
  • 2. Задачи тренинга:

  • Познакомить участников тренинга с основными правилами эффективной коммуникации;
  • Создать условия для тренировки коммуникативных навыков учащихся (атмосфера доверия, игры-упражнения, психотехники направленные на развитие коммуникабельности);
  • Провести параллель между общением и эмоциональной жизнью человека, познакомить участников с различными эмоциями, их положительными и отрицательными влияниями на отношения между людьми;
  • Познакомить учащихся с понятием «конфликт», со стратегиями поведения в конфликтных ситуациях, рассказать о правилах примирения.
  • Создать условия для самораскрытия и самопознания учащихся.
  • 3. Участники тренинга: учащиеся 1-х классов начальной школы

    Ход занятия:

    Слайд 3

    I. Путешествие в стану добрых отношений: 1.сплочение классного коллектива. 2. Информирование учащихся, что такое «добрые отношения». 3. Создания условий для проживание учащимся опыта построения «Добрых отношений».

    Упражнения:

    Знакомство с картой путешествий: «Снежный ком». Первый участник называет своё имя, следующий (сосед), называет имя предыдущего участника и своё, следующий называет и меня тех детей которые были перед ним по порядку и своё и.т.д...Пока все участники не поздороваются

    Упражнение «Мост дружбы».

    Рассказать что такое добрые отношения — это способ установления взаимосвязи между людьми исключающий ожидание личной выгоды, основанный на искреннем стремлении оказывать поддержку и не причинять вред.

    По предложению педагога дети, составив пары, сначала придумывают и показывают, например, мостик — соприкасаются головами или ладонями, затем строят мостик втроем, вчетвером и т.д., до тех пор, пока находятся желающие. Заканчивается упражнение тем, что дети, взявшись за руки и подняв их вверх, изображают мост дружбы. После упражнения обсуждаем вопросы: Что помогло нашей группе перейти мост Дружбы? Кто такой настоящий друг?

    Упражнение «Формула любви к себе»

    Вспомните известный мультфильм про маленького серенького ослика, которому надоело быть осликом. И он стал вначале бабочкой, потом, если не ошибаюсь, птичкой, потом кем-то еще... пока, наконец, не понял, что для него самого и для всех других будет лучше, если он останется маленьким сереньким осликом.

    Поэтому, прошу вас, не забывайте каждый день подходить к зеркалу, смотреть себе в глаза, улыбаться и говорить: «Я люблю тебя (и называть свое имя) и принимаю тебя таким, какой ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться с тобой, и мне совершенно незачем побеждать тебя. Но моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться, самому радоваться жизни и приносить радость в жизнь других».

    II. Эмоции и общение. Путешествие на планету эмоций: 1.познакомить участников с различными эмоциями, их положительными и отрицательными влияниями на отношения между людьми. 2. Познакомить участников со способами управления своим эмоциональным состоянием.

    Упражнения:

    1. Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.В младшем школьном возрасте наиболее существенные изменения происходят в сфере самосознания. В силу этого, в программу вошли упражнения на принятие своего имени, осознание чувства взросления.
    2. Перед тем как поговорить о страхах провести релаксацию: упражнение «снежки» мысленно под музыку

    Арт-методика «Рисунок радости», обсуждение рисунков участников, групповая дискуссия на тему когда люди испытывают радость. Участники выполняют рисунок на тему «Радость». Обсуждение На каком материке живет радость? Какого она может быть цвета? Когда обычно вы радуетесь?

    Текст для релакса:

    Представь себе снег. Вспомни, какого он цвета. Всегда ли он белый? На солнышке снег начинает искриться. С чем можно сравнить снег в ясный зимний солнечный день?

    Как хрустит снег под нашими ногами? С чем можно сравнить этот хруст (может быть с каким тозакомым ему звуком?). Представь что ты держишь в руках комочек снега, делаешь из них шарик, играешь с ним. Нс счёт 3 возвращаемся обратно.

    Дискуссия делимся ощущениями.

    1. Спросить кто чего боится, может ли страх быть важным и полезным в жизни человека, арт-методика «рисунок страхов» — эти рисунки запечатываются в черный мешок и уничтожаются тренером.

     

    III. Конфликт — это хорошо или плохо?

    Упражнение «Ассоциации».

    А почему возникают конфликты?

    IV. Вербальное и невербальное общение:

    «Сказка по кругу» :Цель — развитие умения спокойно выслушивать собеседника. Ведущий предлагает участникам сочинить общую сказку, в которой действовали бы только что придуманные персонажи. Ученики выбирают основную тему для сказки и потом, сидя в кругу по очереди сочиняют историю. Каждый говорит по 2-3 фразы и передаёт эстафету другому. В конце следует провести обсуждение. Понравилась ли сказка? Что вы чувствовали, говоря по кругу? Хотелось ли вам поправить другого «соавтора» Если да, то как это сделать?

    Познакомить учащихся с понятием «конфликт»
    Рассказать о стратегиях поведения в конфликтных ситуациях.

    Создать условия для тренировки навыков эффективного поведения в конфликте

    Упражнения:

    Пред началом упражнений спросить что такое конфликт по их мнению...., после выслушанных ответов рассказать что на самом деле обозначает слово конфликт.

    Конфликт это — упрёки, разногласия, споры. Любое столкновение двух разных позиций, точек зрения. А такое столкновение неизбежно всегда, когда есть хотя бы 2 человека. Ведь двух абсолютно одинаковых людей, с одними и теми же взглядами, убеждениями, желаниями не бывает.

    Участники сидят в кругу. Давайте исследуем, как конфликт отражается на внутреннем состоянии человека должен сказать, с чем ассоциируется для него слово «конфликт». Какой образ подсказывает ваше воображение?

    • Если конфликт-это музыка, то какая?
    • Если конфликт-это погода.то какая?
    • Если конфликт-это животное, то какое?
    • Если конфликт-это человек, то какой?

    Для чего мы делали это упражнение? (Для того.чтобы управлять и конструктивно разрешать конкретный конфликт, необходимо знать характер своих эмоций, их глубину и степень влияния на поведение).

    Давайте проведем маленький эксперимент. Возьмите тетрадный лист и закройте глаза. Сейчас надо будет выполнить определенные действия с бумагой. Ваша задача-точно следовать инструкции, так, чтобы результат у всех был одинаковый.

    • Согните лист пополам:
    • Еще раз пополам;
    • Оторвите верхний правый угол;
    • Оторвите нижний правый угол.

    Что получилось.

    Одинаковые ли у вас узоры?

    Мораль данного эксперимента такова: в процессе общения, казалось бы однозначная информация воспринимается по-разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению в связи с этим напряжения, а, значит возникает опасность конфликта.

    Разрешения и предотвращения конфликта: дискуссия

    Умение слушать.

    Компромисс.

    «Я — высказывание»

    Понимание.

    Согласие.

    • Дать представление участникам о функциях вербального и невербального общения.
    • Развить и укрепить коммуникационные навыки участников за счет игрового взаимодействия

    Упражнение:

    Невербальные средства общения: Перед упражнением спросить у детей:

    Для того, чтобы конфликты были очень нечастыми, что для этого надо сделать?

    Ответ: улыбка, добрый взгляд, доброе рукопожатие.

    Подвести итог, заключение:Понравилось ли занятие? Что запомнилось? Какие чувства вы испытываете сейчас? Что полезного вы вынесете из этого занятия для себя?