Воспитание и образование в современной школе

В статье рассматриваются проблемы воспитания и образования в современном обществе.

Передача старшими поколениями  людей младшим существует с древнейших времён. Накопление человечеством знаний, развитие орудий труда, их усложнение исторически  привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей.

Каждое поколение людей решает три важнейших задачи. Во-первых, освоить опыт  предыдущих

поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и в- третьих, передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что  каждое новое поколение овладело  опытом работы предков, обогащало  его и передавало своим потомкам.

 Новое время ,важные события ,происходящие в нашей стране, задачи утверждения в  жизни российского общества гуманистических идей и демократических идей, прав и свобод,

рыночных отношений, норм  жизни правового государства и гражданского общества по-новому ставят задачи перед педагогической наукой и практикой. Провозглашение идей не означает их воплощения в жизнь общества  и каждого человека. Прошедшие 90-е годы  убедительно показали, что  люди должны уметь  ,вести себя  надлежащим образом в условиях предоставленной  свободы Чтобы жить в условиях демократии, надо ,чтобы демократия жила в нас; чтобы жить  в условиях морали и справедливости, надо ,чтобы  мораль и справедливость жили в нас; чтобы жили в условиях права, надо, чтобы право жило в нас. Это ставит серьёзные проблемы перед педагогикой.

Педагогика- процесс  направленного развития и формирования  человеческой личности в условиях её обучения, образования, воспитания.

Образование и воспитание – это основные категории педагогики. Образование – процесс и результат усвоения определённой системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в процессе  воспитания и обучения в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако всё возрастающую роль  играет и самообразование, т.е. самостоятельное приобретение системы  знаний.

Воспитание- целенаправленный и организованный процесс   формирования личности. В широком смысле воспитание-это передача  накопленного опыта  старших поколений младшим. Под опытом

понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы -словом, всё созданное в процессе исторического развития  духовное наследие человечества.

В узком социальном  смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью  формирования у него  определённых  знаний,  и взглядов и убеждений, нравственных ценностей. политической ориентации, подготовки

к жизни. При таком понимании воспитания возникает ряд  непростых вопросов: какой  из общественных институтов более других  ответственен за судьбы  воспитания?

Правильно ли винить только школу и педагогов в неудачах воспитания, если возможности и сила

воспитательного воздействия  многих социальных институтов превосходят  скромные возможности  учебно - воспитательных учреждений?

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. В переводе с латинского

«процесс» означает «движение вперёд», «изменение». Понятие «личность» в отличие от понятия «человек»- социальная характеристика человека , указывающая на  те его качества,которые  формируются  под влиянием  общественных отношений, общения с другими  людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путём целенаправленного и продуманного  воспитания. Представители различных философских течений  по-разному объясняют  этот во многом  ещё  не познанный процесс.

Развитие человека есть процесс  стихийный, неуправляемый, спонтанный; развитие происходит независимо от условий жизни и  детерминировано  лишь «врождённой потенцией»,развитие человека  фаталистически обусловлено  его судьбой ,в которой никто  и ничего изменить не может,- это лишь небольшая часть  мнений   представителей  идеалистической философии. Диалектико-материалистическая философия  трактует развитие как свойство живой материи, присущее ей изначально, благодаря свойственному материи движению и самодвижению. В развитии уничтожается старое и созидается новое.

В отличие от  животных, пассивно приспосабливающихся к жизни, человек создаёт средства существования своим трудом.

Движущая сила  развития- борьба противоречий. Последние уподобляются  тому « вечному двигателю»,который даёт неисчерпаемую  энергию для постоянных  преобразований и обновлений. Противоречия – это  столкнувшиеся в конфликте противоположные начала.

Человеку не приходится ни искать, ни придумывать противоречия, они возникают на  каждом шагу как диалектическое следствие изменения  потребностей, порождаемых развитием. Да и сам

Человек «соткан» из противоречий.

Различают противоречия внутренние и внешние, общие и индивидуальные.

Общие- движущие развитием человеческих масс, индивидуальные -характерные для отдельно взятого человека. Внутренние противоречия возникают на почве «несогласия с собой» и выражаются  в индивидуальных побуждениях человека, а внешние - стимулируются  силами из вне, отношениями человека с другими людьми, с обществом, с природой. Основные внутренние

противоречия – это расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Установлено, что процесс и результаты человеческого развития  обусловлены совместным воздействием трёх факторов- наследственности, среды и воспитания. Природное в человеке – это то, что связывает его с предками, а через них - со всем живым миром. Отражение биологического -наследственность. Под  наследственностью понимается  передача от родителей к детям  определённых качеств и особенностей.

К наследственным свойствам  относятся  особенности нервной системы,  обусловливающие характер, особенности  протекания психических процессов.

Важен вопрос о наследовании   интеллектуальных  качеств. Что наследуют дети – способности к определённому виду деятельности или задатки? Анализ  фактов позволяет ответить на поставленный вопрос  однозначно- наследуются не способности, а только задатки. Реализуются задатки или нет зависит от условий. Это и условия жизни, среды, потребностей общества, спроса на продукт той или иной деятельности человека. Особенно острые споры вызывает вопрос о наследовании способностей  к интеллектуальной (познавательной, учебной)деятельности.

Педагоги-материалисты исходят из того, что все нормальные люди получают от природы высокие потенциальные возможности  для развития своих умственных и познавательных  сил и способы  к неограниченному  духовному развитию. Типы высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой  интеллектуальной деятельности. Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных  способностей наследственность. Из  этого следует, что задатки к интеллектуальной деятельности наследуются людьми в неодинаковой мере.

Важен вопрос и о наследовании моральных качеств и психики. До недавнего времени считалось, что психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Дети не наследуют моральных качеств  своих родителей. Душа новорождённого- «чистый лист», на который  жизнь  наносит свои письмена. Это суждение вызывает споры. Есть учёные, которые придерживаются теории « врождённого зла».Справедлива ли пословица «Яблоко от яблони недалеко падает»? В западной педагогике доминирует утверждение о том, что человек рождается  добрым и злым, честным и лживым, агрессивным и жестоким  т.е нравственные качества человека биологически обусловлены.

Академики П.К.Анохин, Н.М. Амосов сначала завуалировано, в последнее время открыто высказываются в пользу наследственной  обусловленности нравственности человека и его социального поведения.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Выделяется ближняя и дальняя среда. Ближняя- домашняя, дальняя -социальная. Огромное влияние на развитие человека ,особенно в детском возрасте ,оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые .решающие для становления, развития и формирования  годы жизни человека.  Ребёнок – обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растёт и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные ,для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье. Нынешняя  семья переживает  не лучшие времена. Растёт число разводов, неполных семей, число социально обездоленных детей. Кризис семьи – причина многих негативных общественных  явлений, и прежде всего причина  роста  преступности среди несовершеннолетних. Перед учёными снова встаёт вопрос: что же влияет на развитие  человека – среда или наследственность? Ответ неоднозначен. Как переплетаются эти причины ,к какому результату приведёт их взаимодействие, зависит от многих факторов, последствия которых ни учесть, ни измерить нельзя.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание – главная сила, способная  дать обществу полноценную личность. Эффективность  воспитательного  воздействия

заключается в целенаправленности ,систематичности и квалифицированном руководстве.

Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его  участия, в то время  как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно.

Этим определяется  роль, место, возможности воспитания и формирования человека. Роль воспитания оценивается по-разному: от  утверждения полной бесполезности и  бессильности  до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Лозунг «Воспитание может  всё»  себя не оправдал. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить  человека нельзя. В судьбы  людей воспитание вносит различную лепту – от самой незначительной до максимально возможной. Влияние на развитие наследственности ,среды и воспитания дополняется ещё одним фактором – деятельностью личности. Под этим понимается  все многообразие занятий человека,  всё то, что он делает. Чем больше работает человек в определённой области, тем выше уровень его развития  в этой области. В процессе деятельности

Происходит всестороннее  и целостное развитие личности человека, формируется  отношение к окружающему миру. Деятельность человеку  надо организовать и  разумно направить. Для этого необходимо участие в общественной, трудовой, познавательной деятельности. Основные виды  деятельности детей  и  подростков – игра, учение, труд. Направленность – познавательная, общественная, художественная, техническая. Особый вид  деятельности – общение. Деятельность может быть активной и пассивной. Активность в обучении позволяет  школьнику  быстрее и успешнее осваивать социальный  опыт, развивает коммуникативные способности. Познавательная активность  обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка. Трудовая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного и нравственного мира личности, определяет готовность много и успешно трудиться. Все проявления активности имеют один и тот же источник – потребность. Многообразность человеческих  потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения.

Воспитание достигает цели, когда ему удаётся сформировать общественно  активную, инициативную, творческую личность, приносящую радость  себе и людям.

Этот файл скачали 13 раз. Автор: Шамыгина Надежда Ивановна
МБОУ "СОШ №34 с углубленным изучением отдельных предметов" г.Старый Оскол Белгородской области
Дата публикации: 28.12.2014
Публикация в сети: 2014-12-28