Методика полевых и этнографических исследований

Презентацию «Методика полевых и этнографических исследований» можно использовать уроках природоведения, географии, экологии.

Методика полевых и этнографических исследований

Подробное описание

Этнография — («этнос» (народ), «пишу») — часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно бытовые особенности, материальную и духовную культуру.

Исследования, ведущиеся среди живых народов с целью сбора первоначальных этнографических данных об отдельных структурных компонентах традиционно-бытовой культуры и их функционировании как определенной системы.

Типы полевых этнографических исследований:

  • Стационарный (кабинетный) — долгое проживание среди народа с целью более глубокого изучения материальной и духовной культуры, быта.
    Недостаток — малый охват территории, невозможность сравнительного исследования с другими областями.
  • Экспедиционный (полевой) — наиболее распространенный метод сбора этнографического материала, позволяющий за короткое время собрать материал о быте, жилище, одежде, утвари.

Методы полевых этнографических исследований

  1. Наблюдение — метод, при котором исследователь вживается изучаемую среду. Простое — наблюдение со стороны. Внутреннее — исследователь принимает участие в жизни изучаемого социума.
  2. Опрос — метод сбора первичной информации. Беседа с жителями по вопроснику.
  3. Анкетирование — метод, при котором не проводится личная беседа, а информация собирается с помощью анкеты (через почту, листовки, прессу).
  4. Интервью — личная беседа с использованием вопросника.
  5. Метод пережитков — изучение различных явлений, которые еще остались у народа, но потеряли свое прежнее значение.
  6. Сравнительно-функциональный (или кросс-культурный) — позволяет путем сравнения выявить общее в развитии народов.

Методика полевых этнографических исследований
Полевой этнографический материал — информация, документированная в процессе непосредственного наблюдения живой действительности в ходе экспедиции.

Виды экспедиций:

  1. Стационарные экспедиции — основаны на углубленном и длительном изучении традиционно-бытовой культуры.
  2. Маршрутные — на перемещении отряда по предварительно намеченной дороге с последующими кратковременными остановками на один-два дня в расположенных по пути селениях.
  3. Маршрутно-кустовые экспедиции проводятся по базовым пунктам изучения, ближайшие селения обследуются для проверки и уточнения полученных сведений.

Характеристика методов

  • Полевой метод: непосредственное наблюдение, опрос, беседа, описание явлений традиционной культуры, реконструкции, работа по программам, вопросникам, выписка статистических сведений из документов текущего учета населения (хозяйственных книг), сбор экспонатов — личные наблюдения участника экспедиции — записываются в тетрадь (полевой дневник).
  • Опрос и беседа с информаторами требуют предварительной подготовки: примерный план разговора по темам «жилище», «одежда», «пища» и др.
  • Работа с людьми начинается с объяснения цели визита. Данные фиксируются, перепроверяются, сравниваются со сведениями других информаторов.
  • Фиксация включает в себя выстроенное в определенной последовательности подробное описание того или иного элемента культуры.
  • Фиксация осуществляется посредством рисования, черчения, копирования.
  • Рисование позволяет графически изобразить устройство орудий труда, принцип взаимодействия их частей, характер рабочих операций.
  • Черчение — составить план отдельных объектов, населенного пункта. Графические приемы могут использоваться при реконструкции исчезнувших к настоящему времени явлений культуры.
  • Копирование используют для получения образцов орнамента, аппликации, вышивки, росписи ткани.
  • Материал фиксируют при помощи видеокамер, диктофона, фотоаппарата. Фотографирование производится с разных ракурсов. Используется прием масштабного фотографирования (рядом с объектом — линейка, предметы , размеры которых хорошо известны.

Сбор предметов материальной культуры — самостоятельное направление полевой этнографической работы, позволяющее формировать коллекцию.
Каждый предмет коллекции снабжается подробным описанием, легендой:

  1. место и дата приобретения;
  2. общепринятое и местное название;
  3. сведения о прежнем владельце;
  4. данные об изготовителе (изготовителях)
  5. примерный возраст (датировка)
  6. способ использования;
  7. полное описание (с указанием особенностей и характерных признаков).

Для учета собранных вещей или коллекций заводится особая тетрадь. В ней каждый экспонат записывается в порядке получения под отдельным номером, на предмет укрепляется такой же номер или талон-бирка с описанием легенды.
Вещи, входящие в одну коллекцию и подаренные одним лицом, записываются под одним номером, но с введением внутренней нумерации для каждого предмета.
Основанием для передачи экспонатов в музей является акт приемки-сдачи. Сведения о вновь поступивших вещах заносятся в специальную книгу. На каждый полученный предмет оформляется карточка

Практическая работа исследователей.
Норма на одного исследователя составляет примерно 100 единиц (карточек) и распределяется в зависимости от тем и задач, стоящих перед экспедицией или научной работой группы.
Сбор материала проводится по программам и вопросникам, составленным руководителями полевых этнографических исследований.

Основные правила ведения и хранения полевых документов (дневника и карточек)

  1. На внутренней стороне обложки тетради записывается номер полевого дневника, название экспедиции, фамилия и инициалы ее участника, подробный адрес организации, силами которой проводится экспедиция.
  2. Каждый лист дневника нумеруется.
  3. Запись каждой новой беседы с информатором начинается с нового листа: Ф.И.О. информатора (если женщина — указывается девичья фамилия), год, место рождения, место постоянного проживания, образование, профессия, национальная, этническая, родовая принадлежность.
  4. Этнографический материал из полевого дневника переносится на тематические карточки из плотных (альбомных) листов формата А4.
  5. Заголовки карточек стандартные, наклеиваются на карточки и заполняются исследователями на месте.

Материалы экспедиции сводятся в отдельные папки и хранятся в краеведческом музее. Могут быть использованы обучающимися для написания рефератов, статей.

Примерная тематика сбора полевого этнографического материла

  1. Хозяйственные занятия. Оленеводство. Охота. Рыбная ловля. Собирательство. Промыслы. Кедровый промысел. Домашнее производство. Выделка шкур и кожи. Пути сообщения. Природопользование. Природоохранные меры и запреты.
  2. Поселения. Жилища. Временные. Стационарные. Хозяйственные постройки.
  3. Одежда. Обувь. Головные уборы. Украшения.
  4. Пища. Мясная пища. Растительная. Лекарственные средства растительного и животного происхождения.
  5. Утварь. Берестяная. Деревянная утварь.
  6. Средства передвижения. Способы перемещения груза. Устройство средств передвижения. Назначения.
  7. Социальные отношения. Родоплеменная или фамильно-родовая структура. Система родства. Генеалогия. Семья, семейный быт. Семейные обряды. Родильная обрядность. Свадебная обрядность. Поминально-погребальная обрядность
  8. Религиозные представления. Культы. Шаманизм. Народные знания. Календарь. Медицина. Ветеринария. Исторические легенды и предания. Народные праздники. Декоративно-прикладное искусство.
  9. Современные этнические процессы. Этнодемографические и этнотерриториальные процессы. Этноязыковые процессы. Этнокультурные процессы. Межэтнические отношения. Этническое самосознание.
Этот файл скачали 35 раз. Автор: Булатова Ирина Андреевна, методист, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДЮТЭ г.Новый Уренгой, ЯНАО
Дата публикации: 05.03.2014
Публикация в сети: 2014-03-05