Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Автор: Федюшкина Наталья Илларионовна, учитель начальных классов МБОУ "Лицей №6"

Эффективность того или иного метода определяется не только успешностью приобретения учащимися знаний и умений, но и развитием их познавательных способностей.

Школа занимает особое место в жизни общества и играет важную роль в судьбе каждого человека. Именно на школу ложится главный и чрезвычайно сложный труд - подготовить учащихся к самостоятельным шагам в меняющемся обществе, дать им необходимые знания о социуме и верные жизненные установки.

Задача современного образования состоит в том, чтобы способствовать появлению нового типа человека, который чувствует себя "комфортно при переменах, которому нравятся перемены, который способен на импровизацию, на то, чтобы уверенно и смело встретить совершенно не предвиденную ситуацию"

Настоящий курс русского языка является органичной частью курса русского языка в средней школе и ориентирован на языковое, эмоциональное и интеллектуально-нравственное развитие детей.

 Как показывает практика, начальная школа — это период в обучении, когда создаются наиболее благоприятные психологические предпосылки для формирования познавательной активности ребенка, его способности всесторонне воспринимать учебную информацию.

Основная задача курса — открыть младшим школьникам язык как предмет изучения, вызвать интерес и стремление к постижению его удивительного словарного и интонационного богатства, показать возможности слова передавать тончайшие оттенки мысли и чувства.

Формирование системы знаний в области лексико-грамматических разрядов слов, словообразования, норм литературного произношения, орфографии и синтаксического строя русского языка реализуется в единстве с формированием развернутой структуры учебной деятельности и собственно лингвистическим развитием ребенка.

Активизация познавательной деятельности - совершенствование методов, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность школьников во всех звеньях учебного процесса.. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию. Решение задачи активизации познавательной деятельности неотделимо от повышения эффективности методов обучении. Эффективность того или иного метода определяется не только успешностью приобретения учащимися знаний и умений, но и развитием их познавательных способностей. Для этого я использую в своей работе разнообразные способы активизации процесса обучения. Нестандартные формы организации урока. Урок был и остается основным звеном учебно-воспитательного процесса. Однако, ни для кого не секрет, что нередко учения является лишь пассивным "созерцателем" урока, главное место, на котором отводится монологу учителя. Так называемый "устный опрос" отдельных учащихся также не вызывает особой активности отдельных учеников класса. Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока. Такие уроки дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, нежели тот, что разбирается либо обобщается на уроках нестандартных.

Дифференцированное обучение - главное направление моей работы, ибо только оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Даже начинающий учитель знает, что при любом коллективном или фронтальном обучении усвоения знаний и умений происходит индивидуально, в соответствии с индивидуальными особенностями мыслительной деятельности, личностных качеств Учет индивидуальных особенностей детей - один из ведущих принципов дидактики. Разным ученикам требуется разное время, разный объём, разные формы и виды работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Дифференцированный подход состоит в том, чтобы учитывать тем или иным образом эту разницу. Дифференцированный подход организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Дифференцированный подход необходим на всех этапах обучения, на всех этапах усвоения знаний, умений. Дифференцированный подход создает такой механизм развития образования, который сможет превратить систему образования в реальный фактор развития общества, создает условия для всестороннего и неограниченного развития и самообразования каждого члена общества, поднимает престиж учительской профессии.

Занимательный материал не перестает влиять не развитие ребенка и в учебном процессе школы. Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимет утомление у детей. Форма занимательных упражнений может быть различной: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. Одни из эффективных средств развития интереса к учебному предмету наряду с другими методами и приемами, используемыми мною на уроках, является дидактическая игра. Еще К. Д.Ушинский советовал: включать элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

Игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова , обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное- стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

Приемы зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательные и доступные детям вопросы, загадки, задачи - шутки, моменты неожиданности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности

Средства и способы активизации познавательной деятельности разнообразны. Их выбор зависит от характера учебного предмета, дидактической цели урока, подготовленности класса, от технических средств, которыми располагает учитель.

На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма, и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика. В этом мне помогает  методика преподавания русского языка по системе Г.А.Бакулиной, которая позволяет  активно включиться ученику в планирование, организацию и осуществление его учебно-познавательной деятельности, также успешно совершенствуется речь, память, внимание и прочие качества интеллекта учащихся.

Для реализации системы комплексного интеллектуального развития в процессе обучения используются традиционные типы уроков (изучение нового материала, закрепление знаний, обобщающие учетно-контрольные, комбинированные уроки) с сохранением всех основных этапов. Основной целью системы Г.А.Бакулиной является вовлечение школьника  в учебную деятельность и развитие его важнейших интеллектуальных качеств. Элементы данной системы включаю на каждом уроке, так как они совершенствуют мышление ребёнка:  наглядно - действенное, наглядно-образное, словесно – логическое. Одновременно с мышлением развивается  внимание, память, сообразительность, речевая способность.

 Развитие интеллектуальных качеств учащихся влияет на улучшение орфографической зоркости. Это достигается лишь в тех случаях, когда во всех видах учебно-воспитательной работы учитель отдает предпочтение методам и приемам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы учащихся, такие как анализ и обобщение, способствует самостоятельной деятельности учащихся, использует тактику качественного изменения знаний.

Используя в своей работе систему интеллектуального развития, учащиеся достигли определенных успехов. На протяжении 4 лет учащиеся занимают призовые места в интеллектуальных играх «Русский медвежонок» и «Кенгуру». 3 год подряд дети становятся победителями школьных олимпиад по русскому языку, математике и окружающему миру.   

В процессе творческой деятельности важно помочь ученикам поверить в себя, осознать, что процесс познания доставляет удовольствие, прежде всего самому себе.